Незваные гости: что случилось с бабушкиным домом, когда приехал брат
— Миш, что будем делать? — встревоженно спросила Катя, глядя на мужа. — Отказываться от наследства или всё же идти к нотариусу? Витьке бабушкин дом не нужен, он сказал, что на ремонт надо минимум полмиллиона. Брат вроде бы готов отказаться, но может нам домик в дачу превратить? Вода у бабушки в колодце, проблем не будет. Когда дети подрастут, будем ездить отдыхать. Ремонт своими руками сделаем, постепенно.

Катя уже давно мечтала о своём уголке вне города. Дом бабушки в деревне был крошечным и совсем обветшалым, больше напоминал заброшенное строение. За последние годы бабушка, баба Лена, перенесла инсульт и лежала парализованной, поэтому уехать в деревню было невозможно — только из-за неё Катя оставалась в городе. Мама их когда-то бросила, и бабушка взяла на себя воспитание Кати и её брата Виктора, но спустя многие годы Виктор, живущий за две тысячи километров, отказался помогать.
Семейные обязательства и отказ брата
— Я, Катя, не смогу бабушку к себе взять, — говорил Виктор по телефону хриплым голосом. — Работа, дети, квартира тесная. Моя жена никогда не согласится ухаживать за чужой бабкой. Тебе проще, у тебя недавно муж, пока детей нет, квартира двухкомнатная. Наследства мне не надо, сама разбирайся.
Катя знала: наследство — это дом и несколько кур с козой, которых уже давно продали соседям. Она закрыла дом и попросила мужа, Михаила, заколотить окна досками, чтобы не разбили.
Когда бабушка умерла спустя три года, Виктор не приехал на похороны, сославшись на отсутствие денег и кредитные обязательства. Катя не ожидала иначе: брат всегда был скуп и неохотно делился даже детскими пирожками. Он никогда не помогал — ни морально, ни материально.
Наследство и новая жизнь в деревне
— Что будем делать с домом? — спросила Катя, набрав номер Виктора.
— Мне всё равно, — ответил он. — Если надо, отказ пошлю по почте. Денег с «этой развалюхи» не выручишь, — пожимая плечами, добавил Виктор. — Решай сама.
Катя решилась получить наследство и вместе с Михаилом начала преобразовывать старый дом. Они планировали сделать из него уютную дачу, куда летом будут ездить за свежим воздухом, выращивать овощи и фрукты. Место было живописным — рядом речка, лес в двадцати минутах ходьбы, колодец с водой.
Работали они тяжело почти четыре года, копили деньги, отказывая себе во многом. Дом потихоньку преображался: старый сруб укрепили, заменили крышу, утеплили стены, провели отопление и воду. На новоселье приехали друзья и родственники Михаила. Все восхищались усадьбой.
Золовка с детьми и добрые гостеприимцы
— Катюха, да у вас тут настоящий рай! — воскликнула Алина, старшая сестра Михаила. — Можно я летом приеду с детьми? Готова оплатить все, не переживай. Мы не будем навязываться, помощь по хозяйству обещаю.
— Конечно, Алина, приезжайте, — с радостью ответила Катя. — Только помогать не забудь. Ты ведь в детстве коров доила и огород с мамой вела, руки помнят. Будем рады.
Гостья с детьми провела у Кати почти месяц, помогала по хозяйству и оставила подарок — конверт с пятьюдесятью тысячами рублей, на что Катя сначала возмутилась, но затем с благодарностью приняла деньги.
— Мы с детьми теперь каждый год к вам хотим, — сказала Алина на прощание. — Заграничные курорты не нужны: речка, свежие овощи и фрукты — это лучшее, что может быть.
Визит неожиданной толпы из города
К очередному дачному сезону Катя и Михаил уже привыкли к размеренному ритму жизни. Но однажды утром, когда Катя кормила кур, а Михаил возился с газонокосилкой, раздался звонок в ворота. На пороге стояли Виктор с женой и детьми, с чемоданами и лживыми улыбками.
— Привет, Катька! Давно не виделись! Давай обнимемся, мы же семья, — викторски приветствовал брат.
Катя была ошарашена и растеряна. Если бы Витька предупредил заранее, она бы отказала. Но теперь приходилось размещать гостей. Вскоре стало ясно — настроение у них далеко не тёплое: супруги без спроса лазили по шкафам, примеряли одежду и украшения Кати.
— Оксан, — строго сказала Катя, — я вижу, что ты в моей одежде. Кому ты разрешила лазать в моём шкафу?
— Что, нельзя? Я думала, ты там хлам оставила. Костюм новый увидела — взяла. Зачем тебе он, — ответила Оксана.
— Верни деньги за костюм. Он действительно новый, я его не планирую носить с тех пор, как ты его примерила.
— Какие деньги?! — закричала женщина. — С родственников не принято деньги требовать!
— Тогда считай, что каждый день вашего нахождения в доме стоит денег: за продукты, коммуналку, моющие средства. Фрукты и овощи с огорода тоже не бесплатно. Или вы рассчитывали на халяву?
Цвет лица Оксаны с бледного стал бордовым. Она быстренько убежала.
Вскоре Виктор выскочил во двор и заорал:
— Ты что, собираешься с родного брата деньги стрясти? У тебя совесть есть? Мы оба наследники! Если не будешь платить, пойду в суд! Дом отсудю и оставишься ни с чем! Денег не дам!
Показав середний палец на прощание, родственники начали собираться, но Михаил строго предупредил:
— Вам полчаса на сборы и уход. Витя, ты ведь знаешь деревенские порядки. Если не уйдёте добровольно — позову мужиков, будет вам урок.
Не желая конфликтов, семейство быстро свалило, проклиная на ходу.
Неожиданный урок и новая жизнь
Катя с Михаилом облегчённо вздохнули. Катя поняла, что с незваными гостями, даже если это родственники, нужно быть твёрдой и не позволять им пользоваться вашим добром.
— Вот так и надо, — улыбнулся Михаил. — С такими людьми иначе не выйдет. Витя бы нас задолбал, если бы мы были мягче.
Катя вспомнила детство. Виктор всегда был жадным и наглым — отнимал у одноклассников пирожки, хотя потом говорил, что делится. Теперь всё это стало понятнее.
— Здорово, что он далеко живёт, — сказала Катя. — Мы — хозяева своего дома, и пусть так и будет.
Неоднозначный финал
Катя смотрела на благоустроенную дачу, на зеленый огород и речку за забором. Она понимала, что дом — это не просто имущество, а память, труд и надежда на будущее для своих детей.
Виктор же остался далеко, унося с собой горькое разочарование и жажду чужого добра.
В глубине души Катя чувствовала: семейные узы — это не только про кровь, но и про ответственность и уважение. Возможно, когда-нибудь брат осознает это, но сейчас время и выбор на ее стороне.
Она тихо сказала себе: «Как к тебе относятся, так и ты относись. Даже к близким». И уверенно посмотрела в окно — лето в деревне только начиналось.