JANE LOVE

Плач за стеной: когда прошлое не отпускает

12 декабря, 09:56

– Юль, ты мне нравишься. Выходи за меня замуж. – Володя стоял перед ней, смущённый и в то же время полон решимости.

Юля улыбнулась и вздохнула. Она взглянула на Володю так, словно это была самая важная, но в то же время самая сложная истина. – Для замужества мало нравится, нужна любовь, – сказала она, упёршись ладонью в его грудь и мягко отстраняясь. – Мне пока не хочется замуж. Сначала надо поступить в институт, получить профессию, а уж потом, если не передумаешь…

Володя опустил глаза, его лицо вытянулось, взгляд потух. В ответ Юля громко рассмеялась и откинула голову назад. А он всё смотрел на ямочку между ее ключицами, и сильнее всего ему хотелось коснуться её губами.

– Всё, мне пора, – произнесла Юля, поймала его взгляд, сразу посерьёзнела, развернулась и пошла домой.

Она знала, что он смотрит ей вслед, и чувствовала, как хочется спрятаться от этого взгляда, как от тяжёлой тени, нависающей над её юностью.

Возвращение домой

Прошло двенадцать лет. Терапевт Юлия Александровна Ярцева вышла из вагона поезда вместе с семилетним сыном Димой на маленьком вокзале родного города. Молодой мужчина помог вынести несколько объёмных сумок на перрон.

– Дочка! – к ней бежала мама, раскинув руки для объятий. – Димочка! – Она плакала от радости, обняла Юлю, затем наклонилась и поцеловала внука в лоб. – Какой большой стал! Ну, слава Богу, вы вернулись.

Подошёл отец, едва улыбнулся, взъерошил волосы Димы, взял самые тяжёлые сумки и направился к машине. Мама всю дорогу рассказывала о переменах в городе, о новостях родных и знакомых, не забывая при этом расспрашивать дочь. Юля смотрела в окно, иногда кивая или поддакивая, но мысли её были далеко.

После Петербурга родной город показался ей сжавшимся, постаревшим и тихим. Она мысленно задавала себе вопрос: как сложится её жизнь здесь? Как встретят знакомые и родственники, которые наверняка будут задавать вопросы о личном и с сожалением вздыхать, что она без мужа… Она приехала, но всё ещё не была уверена, правильно ли поступила, что вернулась.

Квартира, в которую привезли вещи, казалась крошечной. Кухня была такой тесной, что развернуться было сложно, комнаты смежные, а низкий потолок давил на сознание. «От чего уехала – к тому и вернулась. Не смогу здесь жить, надо что-то придумать», – думала Юля, разбирая вещи.

Приспособление к новому старому

Через несколько дней отец зашёл в их с сыном комнату.

– Вижу, дочка, неудобно тебе с нами, стариками, – сказал он с лёгкой улыбкой.

– Да какие вы старики? – ответила Юля. – Но ты прав. Привыкла сама себе быть хозяйкой. Мама суетится, старается, устаёт, и мне от этого только тяжелее. Через две недели Дима пойдёт в школу, а я с понедельника выхожу на работу в больницу. Им будет спокойнее и легче.

– Не сердись на мать. Она как лучше хочет, старается избавить тебя от забот. Я рад, что вы приехали. Вот что я хотел сказать: у меня на работе коллега уехал с дочкой в Москву и оставил квартиру в аренду. Решил не продавать. Я договорился с ним, чтобы ты смогла снять её на выгодных условиях. Лишние деньги не помешают.

– Папка, ты молодец! – обняла она отца крепко и растрогалась.

– Видно, что вам всем тяжело. Ты взрослая, самостоятельная, доктор. А мы не молодеем: с возрастом характер портится. Я вообще капризный стал. Так всем нам будет легче. За Димой приглядим – после школы заберём, накормим, уроки сделаем.

– Спасибо, папа. Я бы не справилась и сама оплатить смогла бы. – Она плакала, прижимаясь к отцу.

Отец помог перевезти вещи, и новая квартира оказалась уютной, в ней было всё необходимое. Юля начала обживаться.

Звуки за стеной

Первую ночь она не могла уснуть от чувства вины перед родителями. Но вскоре её отвлекли голоса за соседней стеной. Ругались, но слов разобрать не удавалось. Входная дверь соседа захлопнулась, голоса стихли, Юля начала проваливаться в сон. Но вдруг раздался приглушённый плач.

Она перевернулась на бок, прижала ухо к одеялу и лишь тогда смогла заснуть.

Потом были несколько ночей тишины. Юля не встречала соседей, лишь видела на лестнице двух молодых женщин, но не знала, кто живёт за стеной. А затем ссоры возобновились с новой силой. Мужчина кричал, что не любит, что всё надоело, что уйдёт… Женщина плакала и умоляла не оставлять её.

Юля понимала, что она невольно подслушивает. В маленькой однокомнатной квартире, где диван стоял у смежной стены, а стены были тонкими, звуки просачивались как через открытую дверь. Каждое утро она вставала разбитая и не выспавшаяся.

Поиск причины

В выходной Юля решила узнать, что происходит у соседей. Сын остался у родителей, а она испекла пирог и пошла знакомиться. Дверь открыла молодая женщина с насторожённым взглядом.

– Здравствуйте, я ваша новая соседка. Решила познакомиться, – сказала Юля, подавая пирог. – Пригласите на чай?

Женщина, Лариса, улыбнулась, но улыбка была натянутой. Она впустила Юлю в квартиру.

Пока грелся чай, они разговаривали о погоде, о работе, о городских изменениях.

– А где ваш муж? – спросила Юля.

– На рыбалке, – ответила Лариса, опуская глаза.

– Не хочу лезть в чужие дела, – осторожно начала Юля. – Но вы часто плачете ночью. Стены тонкие, слышно всё. Может помочь чем-то?

– Вот именно, что не ваше дело, – резко прервала соседка. Потом смягчилась. – Знаю, слышно всё. Сколько раз мужу говорила не устраивать ссоры, но как ночь – так… У нас дети никак не получаются, а он очень хочет. У мужа второй брак. В первом он женился сразу после школы, будто назло или от отчаяния. Та любовь была несчастной, разошлись через год.

– Я влюбилась, – сказала Лариса с грустью. – Он хороший человек, если бы дети были, семья была бы счастлива.

– Сегодня много способов решить проблему с детьми, – попыталась ободрить Юля.

– Мне кажется, он не может забыть ту любовь. Он мучается сам и меня мучает, – вздохнула Лариса. – Дети – лишь повод.

Диалог был долгим. Они перешли на «ты», Юля пригласила Ларису в гости, когда муж уедет на рыбалку. Лариса уже улыбалась искренне и тепло. Но ночью плач за стеной не прекращался.

Встреча с прошлым

Однажды, возвращаясь с работы с тяжёлыми сумками, Юля пыталась не думать о проблемах и усталости. Внезапно её внимание привлёк голос сына.

– Мама! – дёрнул за ручку Дима.

Она подняла глаза и увидела молодого мужчину на площадке. Он улыбался широко и знакомо.

– Володя?! – удивилась Юля. – Как ты нашёл меня? Не узнала сразу – ты совсем другой, красавец.

– Я живу здесь, – улыбаясь, он показал соседнюю дверь. – Вот моя квартира.

В этот момент Юля всё поняла. Лариса рассказывала, что соседские ссоры слышны через стену, что Юля ходила знакомиться и интересоваться. Володя, видимо, решил разобраться, почему новая соседка лезет в их жизнь, но не ожидал, что это именно она.

– Извини, – сказала Юля, смущённо опуская глаза. – Я рада тебя видеть, но очень устала. Потом поговорим, ладно?

Закрыв дверь, она заметила в его взгляде тоску и понимала, что такое соседство не сулит ничего простого.

Ревность и страхи

Володя стал замечать Юлю на лестнице и во дворе, словно специально выходил ей навстречу. Юля сама пережила измену мужа с подругой, тяжёлый развод и болезненное одиночество. Именно поэтому ей не хотелось быть причиной боли для Ларисы.

Однажды, завершая рабочий день, Юля шла к родителям за Димой. Ветер гонял опавшие листья, спускаясь уже на холодные улицы. Внезапно навстречу вышел Владимир.

– Ты избегаешь меня, – сказал он, заглядывая в глаза. – Я так долго любил тебя. Я хочу быть с тобой, любить твоего сына. Я мечтаю о детях.

– Тебе нужны свои дети, Володя. Я не люблю тебя, а Лариса любит. Дети – не проблема сейчас. Если не прекратишь преследовать, я уеду, – ответила Юля чётко. – Я не готова к новым отношениям, особенно с тобой. Всё.

Она ушла, чувствуя его взгляд на себе, еле сдерживая желание провалиться сквозь землю.

Кризис в соседской семье

Через несколько дней Лариса пришла к Юле вся в слезах. Она рассказывала, что муж собрал вещи и уехал, что любит, не может жить без него… Юля выдохнула с облегчением.

«Володя принял, наверное, единственно правильное решение. Я говорила, что он мне не нравился, но это была ложь. Он нравился всегда, просто появлялся со своим предложением слишком рано. Нельзя начинать новые отношения, не разобравшись с настоящими. Пусть сначала разберётся с собой и своей любовью. А дальше – посмотрим», – думала Юля, укладываясь спать.

Она вновь услышала плач за стеной и почувствовала, что этот звук теперь не просто шум из соседней квартиры, а напоминание о жизни, которая продолжается, и о тех чувствах, которые иногда бывают слишком сложными, чтобы их просто отпустить.