Не дочь: история забытой семьи и силы выжить
Ты, Валь, на эту квартиру не рассчитывай, — деловито объяснял Иван сестре, — мне тебя разместить негде. У меня ребенок, жена, еще и тебя я кормить буду? Нет, Валь, меня такая перспектива не устраивает. Иди к родителям! Ты — несовершеннолетняя, должна жить с ними по закону. А про квартиру эту забудь, моя она!

Эти слова поставили жирную точку в надеждах Валентины на родительское тепло и поддержку. Жизнь Вали с самого начала складывалась неплохо. Она жила в пригороде Санкт-Петербурга в полной семье: мама, папа и старший брат Ваня. Рядом, в самом сердце северной столицы, в собственной двухкомнатной квартире обитала бабушка, уже старенькая, но еще вполне бодрая.
Валя ходила в школу, а старший брат вскоре должен был идти служить в армию. Обычное течение жизни, наполненное простыми радостями и детскими мечтами. Девочка была в пятом классе, когда бабушка решила переехать в небольшую деревню — там её ждал ветхий, но добротный домик.
Питерскую квартиру бабушка подарила Вале и Ване, обязав жить в ней после окончания школы. Пока же родители сдавали жильё посуточно, получая неплохую прибавку к зарплате.
Первый переезд и обещания
Первыми в квартиру заселились брат с его молодой семьей. Ваня окончил школу, отслужил в армии, встретил девушку, с которой вскоре женился. Когда она забеременела, молодые переехали в квартиру бабушки — теперь уже их семейное гнездышко.
Валя боялась, что в новой квартире ей места не останется. Собрав смелость, она завела серьёзный разговор с братом:
— Вань, ты же не забыл, что бабушка нам двоим квартиру оставила? Я хочу закончить школу и поступать в какой-нибудь петербургский институт. У нас в городе никаких перспектив нет.
— Не переживай, — отвечал брат, — как окончишь, приезжай к нам. Будем вместе жить, пойдёшь учиться! С женой вы вроде ладите, проблем не возникнет.
Валя немного успокоилась и продолжила учёбу, выбирая вуз в Петербурге.
Развод родителей и новая реальность
В десятом классе Валя столкнулась с новой бедой — родители решили развестись. Каждый из них обрушивал на другого упреки и обиды, между ними разгорелась ожесточённая война.
— Если бы ты знала, как ты мне надоела! — вскрикивал отец, — всю жизнь мне испортила!
— Это я? — оборонялась мать, — а ты алкоголик, который украл у меня лучшие годы! Я видеть тебя не хочу!
— Я бы тебя из квартиры выкинула прямо сейчас! — гремела она.
После развода квартира была продана, а на вырученные деньги купили две однокомнатные квартиры — мамина и папина. Валя осталась жить с мамой, но скоро её место там стало невыносимым: мать нашла нового возлюбленного, а взрослая дочь мешала строить новую жизнь.
Валя задумалась о том, чтобы переехать к отцу.
— Папа, я буду жить с тобой, — обратилась она.
— Дочь, я бы с радостью, но у меня новая женщина, — оправдывался он. — Где ты будешь спать? На кухне неудобно, в нашей комнате тоже не пойдёт.
Тогда Валя решила жить в Петербурге с братом, в квартире, оставленной бабушкой. Надеялась, что семья не откажет. Но и здесь её ожидало разочарование.
Отвержение близких
— Ты что! У меня же семья, ребёнок маленький! Ты будешь мешать. Квартиру мама оформила на меня, — объявил Ваня. — Ищи себе другое место.
Затем Валя обратилась к матери, но та лишь подтвердила:
— Да, я оформила квартиру на Ваню. Он взрослый человек, у него работа в Петербурге, а тебе я прописала в деревне, где бабушка жила.
— Куда мне теперь деваться? — в отчаянии спросила Валя. — Я никому не нужна?
— В деревне есть школа, одиннадцатый класс, закончишь там, — спокойно ответила мать. — Ты взрослая, можешь жить отдельно.
Жизнь в деревне: испытание на прочность
Новое место жительства Валю совсем не радовало. Деревня находилась в шестидесяти километрах от ближайшего города. Вода из скважины, баня через улицу и туалет на улице — таковы были реалии.
Валя быстро научилась таскать воду и топить печь. Жалеть себя было некогда — брошенная родителями, она вынуждена была справляться с трудностями самостоятельно.
Школа находилась в пяти километрах, и хоть ходила туда школьный автобус, дорога была не из лёгких. Родители перечисляли по пять тысяч рублей в месяц, намекая, что пора взрослеть и зарабатывать самой. Эти деньги не покрывали даже элементарных затрат, но помогали добросердечные соседи, делясь запасами и дровами.
Моральное состояние Валентины было подавленным. Почему все члены семьи нашли своё место, а она оказалась брошена? Ночами девушка плакала, ощущая страх и безысходность.
Новая жизнь и взросление
Валя окончила школу, но о Петербурге и институте уже не мечтала. Поступила в училище на товароведа и подрабатывала в продуктовом магазине. Местные жители поддерживали девушку — приглашали в гости, приносили еду, помогали в трудные моменты.
В её домик стали собираться односельчане, появилась молодёжь, и даже первые романтические отношения. Однако в 19 лет Валя забеременела, что стало большим потрясением.
Отец ребёнка отказался признавать сына и ушёл из её жизни, не желая нести ответственность.
— Помогите мне, пожалуйста, — в слезах звонила Валя родителям.
— Сама нагуляла — сама и разбирайся, — услышала в ответ.
Брат также отказал в поддержке. Валя осталась совсем одна, лишь соседи и тётя Аня с мужем стали опорой: забрали её в роддом, помогали с малышом.
Когда выяснилось, что Валя лишь прописана в деревенском доме, а собственность принадлежит кому-то другому, она поняла — надо выживать самой.
Тяжёлый труд и надежда
Валя уехала на заработки в Финляндию — собирала клубнику месяц. Вернувшись, стала работать на севере поваром вахтовым методом. Ребёнка смотрели соседи, которые полюбили мальчика словно родного внука.
Несколько лет тяжёлого труда принесли плоды — девушка смогла купить домик. Сын подрос, и Валя стала искать способ зарабатывать рядом с родной деревней. Дело пошло: выращивание ягод и овощей, продажа собственной клубники, зелени и даже цветов сделали её жизнь более уверенной.
Всё это время Валя ждала звонка и поддержки от семьи, но родителей и брата, казалось, всё устраивала дистанция. Из социальных сетей она узнала о повторных браках родителей, появлении новых детей, а брат не вспоминал о сестре.
Друзья доносили её слова:
— Она гулящая, постоянно мужиков к себе водит. Из неё ничего не вышло, а мы столько сил и денег вложили.
Новая семья и новый старт
Когда Валентине исполнилось тридцать, она встретила Николая — разведённого мужчину с сыном, который переехал в деревню. Их семья стала больше: через полтора года у пары родился общий сын. Муж трудился трактористом, а Валя занималась козами и производством сыра.
Семья стала опорой и смыслом жизни. Но именно тогда снова прозвучали звонки от родителей:
— Привет, дочь! Давно не виделись. Может, в гости позовёшь? Хотим внуков увидеть! — звонила мать.
— Валюша, поздравляю с рождением сына! Хотел приехать, познакомиться с твоей супругой, — говорил отец.
Да и брат предложил встретиться:
«Давай на шашлыки, в баньку, поболтаем!»
Отказ и осознание
Валя была поражена. Больше десяти лет никто не интересовался, как она живёт, а теперь вдруг все проснулись. Родственные чувства вспыхнули именно в тот момент, когда она смогла подняться и обрела новый дом и новую семью.
Долго думала она, прежде чем решиться. Но потом просто сменила номер телефона и перестала отвечать на звонки. Не смогла она простить забвение и предательство. В голове не сходила с языка мысль, что если бы хотя бы раз приехали, навестили сына, всё могло быть иначе.
Теперь лишь супруг и дети стали для неё настоящей семьёй, а воспоминания о тех, кто называл её дочерью, оставались горьким напоминанием о том, как легко можно стать «не дочерью» — забытым и покинутым.